V КОНГРЕСС РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (РОПРЯЛ) «ДИНАМИКА ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

В Казани завершил свою работу V Конгресс российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) «Динамика языковых и культурных процессов в современной России». Три дня ведущие педагоги, филологи и лингвисты страны обсуждали самые актуальные проблемы в сфере развития и сохранения языка. Конгресс собрал около 600 участников из 58 городов России.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева адресовала участникам Конгресса видеообращение. В нем министр поблагодарила Конгресс за работу и отдельно подчеркнула важность его проведения в Татарстане. В приветственной речи президент РТ Рустам Минниханов отметил, что перед республикой стоит непростая задача сохранения и преумножения богатства русского и татарского языков, а также языков других народов, населяющих Татарстан. Он рассказал, что в регионе уже более десяти лет действует специальная программа «Русский язык в Татарстане». «Языковые вопросы не приемлют политизации, они требуют тщательного анализа и выработки научных предложений, - подчеркнул президент РТ. - Такой подход в полной мере отражается в деятельности Российского общества преподавателей русского языка и литературы. вопросам сохранения и развития русского языка».

Руководитель РОПРЯЛ и президент Российской академии образования Людмила Вербицкая познакомила участников конгресса с интересной статистикой. В начале XX века русским языком (РЯ) владели около 150 миллионов человек. В основном это были подданные Российской империи. На протяжении 90 лет это показатель вырос более чем в два раза. Русский стали знать 350 миллионов граждан. А после распада Советского союза число людей, владеющих русским языком, сократилось до 280 миллионов.

«Некоторые исследователи считают, что в ближайшие 20 лет РЯ сдаст свои позиции. Мы с этим не согласны, - заявила Людмила Вербицкая. - Ситуация меняется. Сейчас численность людей, которые считают его родным, превышает 200 миллионов человек. А в той или иной степени им владеют более 500 миллионов жителей земли. И по этим показателям русский занимает 3-е место после китайского и английского языков. Нам все чаще сообщают из разных точек мира о том, что им нужны преподаватели». При этом она отметила, что роль того или языка для цивилизации определяется, конечно, не только числом его носителей. Большую роль играет уровень экономического и технического развития страны. Важное значение имеет вклад национальной культуры в мировую. И в этом плане у русского языка большой потенциал. «Мы часто недооцениваем значение языка для объединения России. А ведь это уникальный индикатор, по которому можно судить о состоянии нации, - считает Людмила Вербицкая. - Процессы, происходящие в языке, прямо указывают на изменения в сознании его носителей. Существует и обратная взаимосвязь. Лексика оказывает влияние на мировоззрение. Каков язык, такова и жизнь».

Проблемы полилингвального образования заняли большое место среди вопросов, поднимавшихся в рамках научных дискуссий Общества. Ученые обсудили и особенности «подачи» языкового материала детям-билингвам, то есть с рождения воспитывающихся в двуязычной среде. Но, пожалуй, во главу угла встала тема преподавания русского языка как неродного, то есть иностранного.

Администратор
11 октября 2016 г.
К списку новостей
Комментарии пользователей:

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: